Эолийские острова. Дороги яхтсменов.

Вернуться назад
Эолийские острова. Дороги яхтсменов.

Эти удивительные, по своей природе, живописности и многим другим критериям, острова расположены в южной части Тирренского моря. Все они вулканического происхождения и вместе с Сицилией собрали огромное, можно сказать цивилизационное количество легенд и верований. Настолько большое, что описывать даже самую малую их часть нет никакой возможности.

Коротко о самых-самых основных достопримечательностях островов и Сицилии.

Сегодня каждый вулкан на планете ученые сравнивают с одним из вулканов архипелага.  Отсюда к нам пришла наука вулканология, здесь каждый вулкан дал название вулканам планеты: стромболийский, липарийский и т.д.

Писатель фантаст Жюль Верн, вдохновившейся (в сообществе со множеством своих современников) видами Таормина, именно через жерло Этны отправил своих героев к центру Земли.

Одиссей проходил между Сциллой и Хоридой, гостил и беседовал с Церцеей. Здесь на Стромболи ковал свои изделия Гефест, здесь прославил свое имя Архимед, здесь был перекресток морских и исторических путей средиземноморский цивилизации и здесь нашли себе место почти все наши предки, включая норманов, оставивших и сегодня на Сицилии свои гены – светловолосые сицилицы нет, нет да и встречаются…

В целом можно сказать, что в середине Средизамного моря есть следы всего того, что обычно и встречается в «цивилизационном супе», то есть - все!

Задавшись целью пройти по этим островам, наша клубная яхта «Альфа» (Elan 431), совершив перегонное плавание из порта базирования, расположенному неподалеку от Рима, из Фьюминчино, пришла на Сицилию в Рипосто, порт, расположен неподалёку от вулкана Этна.

Приняв на борт новую команду, «альфовцы» решили отправиться в поход, включающий в себя основные достопримечательности северной и западной части Сицилии, в том числе вулкан Этна, Таормина, Мессину и Эолийское острова.

Впечатления и отзывы о яхтинге на Эолийских островах позвольте изложить системно, то есть по порядку: Команда – Маршрут – Порты – Выводы.

Итак:

Команда.

На сей раз на «Альфе» собрался, можно сказать, типичный турецко–чартерный экипаж, состоящий из шкипера и двух-трех взрослых (состав команды частично поменялся в середине пути) и двоих детей 9 и 14 лет от роду. Опыт и навыки у всех разный, впрочем, в выбранном регионе и сезоне плавания, их было достаточно.

При необходимости в районе плавания можно было поменять план и уйти в одну из множества защищенных портов. Исключение – Стромболи. Он расположен несколько в стороне и для его посещения нужны либо квалификация команды, либо благоприятная  погода. С погодой нам повезло.

 

Маршрут:

Марина Dell Etna (Рипосто) - марина Nettuno (Мессина) 33 мили.

Мессина – Стромболи. 45 миль. Ужин на якоре и ночной переход.

Стромболи – Милаццо. 40 миль, якорная стоянка, утром швартовка в марине.

Марина Nettuno (Милаццо) – марина Baia Levante (Вулкано) 21 миля.

Вулкано – Lipary-servis (Липари) 4 мили

Липари –  марина Porto della Eolio (Салина) 9.5 миль

Салина – Стромболи с остановкой у острова Панарея. 25 миль Якорная стоянка

Стромболи – Мессина, марина Nettuno. 44 мили

Всего по генеральному курсу в этом походе за две недели мы прошли 222 мили. Так что можно сказать, что и протяженность маршрута соответствовала турецко-чартерному стилю.

 

Порты

Рипосто.

Как нам показалось – это удачное место для старта. Порт расположен в непосредственной близости от вулкана Этна, который являет собой основную природную достопримечательность Сицилии. На Этну действительно стоит совершить экскурсию, то есть еще до выхода в море можно начать знакомиться с Сицилией.

От аэропорта Катания, куда прибыли первые участники, до Рипосто, марина Dell Etna добраться можно на такси, арендованной машине, поездом, автобусом. Возможностей много.

В Рипосто мало что напоминает о туристическом предназначении Сицилии. Это типичный южный итальянский городок, занятый собственными нуждами. То есть вы сможете окунуться здесь в подлинную Италию. По-английски здесь не говорят, кормят очень вкусно, в середине дня, в жару, наступает глубокая сиеста, В это время никаких дел лучше не планировать.

Марина очень удобная. Безопасный и комфортный вход, вода, электричество, топливо. На берегу удобный душ и туалет. Супермаркет неподалеку, можно заказать доставку продуктов на борт яхты.

Есть еще одна причина стартовать именно из Рипосто.

Дело в том, что неподалеку расположен всемирно известное местечко Таормина

Этот городок непременно стоит посетить из-за его фантастических видов и собственной красоты города. Таормина расположен на довольно большой высоте, к нему ведут узкие и извилистые дороги – серпантины, этот городок, который обладает множеством прекрасных видов на Этну вдохновил немало писателей и других деятелей искусств на сотворение множества произведений среди которых достаточно отметить Жюль Верновское «Путешествие к центру Земли», которое в воображении автора начиналось именно через жерло Этны.

Так вот. К Таормине в принципе можно подойти на яхте. У подножия города есть крохотная бухточка, в которую можно зайти и встать на якорь или на буй. Затем высадиться и подняться в город для прогулки на фуникулере а потом на автобусе. Однако эта бухта настолько загружена местными суденышками и там настолько непросто стоять при южных и юго-восточных ветрах, то на неё лучше не рассчитывать. Можно также, для посещения Таормина встать в бухте у города Gardini (Naxos). Но нужно учесть, что у пирсов там глубины небольшие и найти место для яхты почти невозможно – подходящие места практически всегда заняты. Можно встать на якорь и высадиться на динги.

На экскурсию в Таормине лучше всего отправиться на красном экскурсионном автобусе, который идет прямо из порта. Это неплохой вариант, его можно использовать.

Но, в нашем случае, не все члены экипажа были способны высаживаться с помощью динги. И мы отправились на Таормини прямо с Рипосто. На такси. Впрочем можно было воспользоваться и поездом и автобусом.

Резюмируя можно сказать, что Рипосто порт удобный. Как мы в шутку говорили, «из Рипосто уйти непросто!»

Очень уж удобно, отличное место для старта, «под боком» две достопримечательности!

 

Мессина.

Для нас, россиян и членов клуба «Шкипер» этот город необычайно важен. В нем, как и в очень многих портах и морях, проявилась слава русских моряков.

2 января 1908 года извержение Этны было настолько мощным, что вызвало сильнейшее землетрясение. Город Мессина был полностью разрушен. Зима, холод тысячи раненых и умирающих. Находившиеся неподалеку русские моряки в составе команд нескольких кораблей немедленно вышли на помощь.  Матросы и офицеры разбирали завалы, спасая жителей. Практически все что было теплого: одеяла, форму, в том числе парадную. тут же раздали людям. Самоотверженность моряков можно выразить только одним фактом – от изнеможения на спасательных работах скончалось три моряка.

В 1912 году наш флот вновь посетил Мессину, уже отстроенную, для принятия участия в праздничных торжествах, который организовали Мессинцы в честь наших моряков.

В 2012 году совсем неподалеку от марины, в которой мы стояли, Nettuna, она, кстати говоря единственная в городе, в небольшом сквере, россиянами были установлены памятники и переданы в дар мессинцам.

Один монумент изображает подвиги наших моряков, второй – бюст нашему великому флотоводцу и святому архистратигу Федору Михайловичу Ушакову.

Памятники производят сильное впечатление. Их вид наполняет сердца гордостью за свою страну и православие. Веру в достоинство и особую судьбу, предназначение нашей Родины.

Кроме русского сквера, где установлены монументы, в Мессине можно прогуляться по улицам довольно современного города (ведь постройкам здесь немногим более 100 лет) посетить церкви, забраться на колокольню с городскими часами с двигающимися фигурами.

В Мессину мы не только зашли на стоянку, но и закончили свой поход, зайдя в ту же марину в конце плавания.

При швартовке в этой марине нужно учитывать, что, поскольку все пирсы плавучие, низкие, то кранцы следует устанавливать также низко, у самой воды. Кроме того, не пытайтесь заходить в марину без сопровождения пилота. Здесь, как правило сильный ветер, акватория тесная маневры следует тщательно выверить, согласовать со швартовщиком. Команду нужно подготовить, проинструктировать и расставить по местам.

При возможности, если есть сомнения и сильный ветер, лучше уйти в другой порт. Заправиться топливом можно в миле к северу от марины. Не забывайте, что сиеста с 13 до 15) свята и для работников топливной отрасли Сицилии.

 

Вулкано.

На этот остров мы зашли, предварительно позвонив, как это лучше всего делать в Италии, в нужную марину. На этот раз мы выбрали Baia Levante. Это небольшая марина на двух плавучих понтонах, практически пляжный вариант, расположенная в северо - восточной части острова. Вода по расписанию утром и вечером, электричество круглосуточно. Цены умеренные. С нашей лодки 44 футов длиной – 50 евро за ночь.

Стоянка в принципе вполне комфортная, несмотря на то, что заходящие в порт паромы могут создать волну, как описано в лоции – до 80 см высотой. Однако, поскольку яхты стоят носом к волне, в целом сложностей нет. Тем не менее, швартовы на пружинах или  с другими амортизаторами существенно улучшают комфортность стоянки.

В офисе марины, можно попросить забронировать стоянку на другом острове, получить рекомендации в какой марине можно стоять в данных погодных условиях. Небольшие чаевые очень обрадуют персонал.

Простояли мы тут две ночи. При этом, даже не всю программу выполнили. На берегу здесь есть чем заняться.

В первую очередь, нужно посетить вулкан. Кстати! Слово “Вулкан” пришло нам от названия этого  острова, а не наоборот!

Вулкан на Вулкане мирный. Он слегка парит раскаленным сероводородом и водяным паром, можно даже обжечься, вокруг полно серы, соответствующих запахов. Но серьёзной опасности для жителей и туристов, по словам путеводителей, – никакой.

После посещения вулкана, на который можно подняться пешком, примерно за 40 минут, можно посетить грязевые ванны, расположенные совсем рядом в порту Лневанте и завершить программу посещения острова в термах, состоящих из трех ванн с разными водами.

Также можно отметить доступность прокатов автомобилей, велосипедов и прочей движимой техники, на которой можно удобно осмотреть остров. На момент нашего захода в непосредственной близости от пирсов находился рыбный ресторан. С виду он был довольно простецкий и мы не сразу решились в нем поужинать, однако, наши опасения не подтвердились. На мой взгляд, это самый лучший ресторан островов. Отменный выбор свежих морепродуктов и рыбы, плюс демократические цены – это то, что и нужно утомленному от грязей яхтсмену. Ужин на пятерых нам обошелся в 100 евро!

 

Липари.

На этот остров мы вышли, забронировав место с помощью служащих марины на Вулкано. Любопытно, что нас попросили прийти не к 2 часа дня , как было нами намечено, а к часу. Первоначально нам показалось, что марина полная и нужно быть пораньше, что бы занять место. Однако, в порту, где мы по прибытию увидели пустые пирсы, сразу же возникла другая версия. Мы решили, что все дело в сиесте и служащие решили поторопить нас, что бы их план на обед не был нарушен. Так оно и оказалось. Едва ошвартовал нашу лодку, два швартовшика, по виду отец и сын, заявили нам, что все формальности нам нужно будет выполнить после ланча. Сейчас они торопятся на обед. Сицилия!

На Липари можно найти стоянку во множестве мест. Если погода штормовая, то лучше всего искать убежище в самой северной марине в Pignataro (произносится Пиньятаро). Эта марина хорошо закрыта со всех сторон. К недостаткам этого варианта можно отнести некоторую удаленность от центра города, и более высокую стоимость. Для того, что бы добраться в центр города Липари потребуется примерно получасовая прогулка или придется дождаться городского автобуса.

В хорошую погоду можно встать в непосредственной близости от порта, пришвартовавшись к одной из трех плавучих пирсов. Они все имеют отдельные названия, работают только летом, их позывные и телефоны есть в лоциях. Мы остановились на пирсе- марине под названием «Липари –Сервис» .

Нашу стоянку на этом острове следует признать не слишком комфортной. Дело в том, что входящие суда в порт Липари создают довольно ощутимую волну. И что бы она не причиняла беспокойства следует выбирать (или просить парковшиков) ставить лодку носом в море. Тогда входящие волны от паромов и зыбь ощущаться практически не будет. Мы с завистью смотрели не те лодки, которые стояли «как вкопанные» носом в море, тогда как нас раскачивало от каждого парома, причем волна приходила надолго и прекращалась не скоро, спустя некоторое время после итого, как паром скрывался из виду. Спасибо расписанию, ночью паромы не ходили и мы все таки хорошо выспались..

 

Салина.

Зеленый остров с хорошо ухоженными домами, дорогами с множеством огородов, виноградников. Здесь можно с комфортом отдохнуть, насладившись величественными, девственными пейзажами. Остров можно объехать за пол дня на арендованном автомобиле, получив огромный заряд вдохновения, которое обычно получает путник, созерцая изумрудные ландшафты древнего вулкана 

Главный город и порт острова Санта Марина. Порт состоит из двух бухт северной и южной. Обе бухты хорошо защищены, особенно северная. В северной бухте встают на швартовку паромы и большие яхты. Для чартерных яхт удобен южный порт, там расположилась марина Porto della Eolio. С мариной можно связаться по телефону или на 11 – м канале VHF.

Стоянка удобная и комфортная: душ, туалет, вода, электричество, куча ресторанчиков на берегу, заправочная станция, сервис. В общем, яхтсмену здесь можно и отдохнуть и заправиться топливом, при необходимости и подремонтироваться.

 Изолированная от паромов бухта делает отдых особенно приятным – зыбь практически не ощущается.

 

Стромболи.

Стоянка здесь всегда поиск компромиссов. Стоять можно только на якоре. Для яхт пирсов нет. Глубины возле острова таковы, что мест для якорей немного, Либо близко к берегу, либо слишком глубоко. Кроме того часто направление ветра и зыби не совпадает и поэтому далеко не всегда удается выспаться. К прочим «ужасам» можно отнести весьма высокую вероятность зацепить якорь за камни, если встанете слишком далеко от рекомендованного в лоции места или за старые цепи, швартовы, если встанете близко в пирсу, к которому швартуются паромы.

Но весь этот труд и риск будет весьма щедро вознагражден, если вам удастся высадиться на остров погулять по причудливым улочкам деревушки S.Vincenzo ну и наконец, увидеть извержения вулкана.

Вулкан Стромболи извергается столько, сколько его знают люди, то есть всегда.

Извержения очень редко бывают сильными, что бы угрожать местным жителям. Они привыкли жить под его не слишком сильный грохот, похожий на грозовые раскаты - жизнь на вулкане.

На извержения можно понаблюдать двумя способами. Во-первых, можно записаться в группу, которую поведет к вулкану гид.

Для этого достаточно дождаться, когда к яхте приедет менеджер и огласит все необходимые условия и цены. К условиям относятся: экипировка (можно взять в аренду), запасная майка, вода. Детей не берут, самостоятельно заходить на вулкан тоже запрещено.

Восхождение длится часа три, потом созерцание 30 – 40 минут и спуск вниз. Уже затемно, с фонариками занимает час – полтора. Итого, довольно большое время. Если погода переменчивая, то есть риск потерять яхту, которая будет вынуждена сняться и уйти в укрытие. Разумеется, яхту при неблагоприятном прогнозе оставлять нельзя.

Второй вариант, совсем не плохой, между прочим, наблюдать извержения ночью прямо с яхты с обратной стороны от якорной стоянки острова. Для этого нужно просто сняться с якоря и подойти к северной части острова. Глубокой ночью можно увидеть как с шипением падают в море раскаленные камни. Впечатляющее зрелище. Однако зрелище извеграющегося вулкана, которое вы практически с гарантией увидите при пешем восхождении превзойдет все ожидания! Это действо – извержение подземных раскаленных потоков лавы и камней, вы запомните навсегда!

Нам удалось выполнить оба варианта. Погода была благоприятной.

 

Выводы

Поскольку автор в этом регионе бывал довольно часто, выводы о возможности яхтинга в регионе он дает на основании всего своего опыта, а не только описанного похода. Итак:

Великолепный регион для чартера. В поход можно отправиться в любом составе - как с опытной командой, так и с новичками. Дети, пожилые члены команды не будут обременять, маршрут можно проложить любой протяженности и сложности. Погодные условия весьма хорошие. Ветра с осени по весну умеренные, количество штормовых дней в месяце невелико, можно ходить по островам круглый год. Летом ветра слабые, часты полные штили, особенно в августе. В августе неудобство также причиняют огромное количество туристов. В основном это сами итальянцы, поскольку август в этой стране месяц отпусков. Вся Италия дружно отдыхает. В маринах сложно найти места, нужно бронировать заранее, звонить, писать письма.

Однако посещение Стромболи летом будет проще из-за отсутствия зыби. Как то раз в августе, мы видели на якорях у Стромболи примерно 200 парусных яхт!

Кроме описанных, можно посетить и другие острова Аликуди, Феликуди, Панарея. Кстати, Панарея – остров облюбованный множеством знаменитостями и еще там запрещено использование автомобилей.

Несколько в стороне остров Устика. Однако, он к Эолийскому архипелагу не относится. На него любят приезжать на отдых жители Палермо.

Яхту в чартер можно взять в марине Портороша (Marina Di Portorosa) в городе Tonnarela или в Милаццо. Из за волн, которые вызывают большое количество паромов, и частой зыби, лучше арендовать катамаран. Надо при этом учитывать, конечно, что делать это нужно заранее.

Добраться до места старта и до аэропорты вылета лучше всего на арендованной машине. Автомобиль также нужно бронировать заранее. Авиарейсов на Сицилию из Москвы и из России довольно много. Международных аэропортов два: Катания и Палермо. Стоимость билетов часто ниже, чем, например в Турцию.

Выбрав эти острова для путешествия на парусной яхте или катамаране, получите незабываемые впечатления от отдыха!

Eoli map Vulcano Vulcano Vulcano Vulcano Lipari "Lipari" Lipari Lipari Lipari Lipari Lipari Lipari Lipari Salina Salina Salina Salina
Яхтенная школа Аренда яхт в Москве и на Московском Море