Тест - драйв Тукана 21

Вернуться назад
Тестовые испытания парусной яхты Tucana 21

В статье приведен опыт эксплуатации парусной яхты Tucana 21" производства испанской верфи "Tucana Astilleros" 

Текст: Олег Смирнов

Фото: Ольга Колесникова

Тукана 21 – парусная яхта, принадлежащая классу минитонник. 

Позвольте немного пояснить, о чем речь. Минитонник -  это довольно противоречивый класс яхт. Его противоречие вполне обосновано, поскольку вызвано невероятно широким предназначением этих яхт.

Посмотрите на требования, предъявляемые потребителем к этой яхте. Минитонник это: 

- крейсер, предназначенный для полноценных, длительных походов,

- гоночная яхта, предназначенная для гонок: от петель на на водохранилищах до океанских (Mini Transat)

- семейный круизер выходного дня.

- легко перемещаемый трейлерный аппарат, который можно хранить зимой на даче.

Разумеется, такой спектр возможностей не остался «безнаказанным». Минитоники имеют сравнительно невысокую скорость и небольшой внутренний объем, который требует от экипажа определенных навыков «проживания». Экипаж должен скорректировать свои привычки, оставшиеся по наследству от полноценных крейсеров таким образом, что бы расположение и размещение всего снабжения и внутреннего оборудования позволяло пользоваться внутри яхты всем этим, что называется, «не сходя с места», то есть сидя.

Например, в большом крейсере нужно научиться аккуратно складывать вещи в шкафчики и полочки, что бы каждую вещь или продукт найти там, где ей (ему) и положено быть.

На минитоннике желательно этот «шкафчик», выполненный в виде съемной сумки, укладывать на берегу а потом уносить «шкафчик» обратно на берег для его перекомпоновки (продуктами или одеждой).

Тем не менее, несмотря на специфику использования и ограничения в комфорте, этот класс был и остается наиболее массовым среди крейсерских яхт! В СССР это был настоящий «хит» продаж! Типичные представители этого класса «Нева» и «Нева 2» до сих пор претендуют на звание самый распространенной лодки в пост советском пространстве.

Несмотря на массовость и, казалось бы, прямой путь в спорт, ни в одном регионе России эти яхты, мягко говоря, не образуют массовые стартовые группы. Это так называемые «под флажники», которых нельзя приписать ни к яхтам микро класса, ни к «четвертям», а желающих выйти на дистанцию отдельно, в группе «минитонник» практически нет. В чем дело?

 Парадокс объясняется просто. Владелец минитонника – закоренелый семьянин, не поддающийся азарту и не пересаживающийся на более быстроходные или комфортные яхты. Он продолжает «шхериться» по водохранилищам и озерам пару раз за сезон в кругу семьи, друзей. Положение выглядит безнадежно.

Однако, прогресс не стоит на месте. Несмотря на то, что основные параметры минитонника заложенные в его размере и весе, задают основные характеристики с которыми толком то и сделать ни чего нельзя, конструкторы, «вылизывая» мелочи, шаг за шагом, потихоньку «разгоняют» аппарат, с одной стороны и с другой - придают ему большую «обитаемость».;

Локомотивом в этом процессе выступает, разумеется, престижная и раскрученная трансатлантическая гонка Mini Transat. Для достижения победы в этой массовой трансатлантической регате 6,5 метровых яхт, конструктора апробируют массу приемов, решений, который постепенно перекочёвывают к нам, простым смертным яхтсменам Средне Русской возвышенности.

Одним из таких примеров перекочовывания мы и представим в этой статье.

Итак, знакомьтесь:  Tucana 21. Минитонник испанского производства, конструктора Guillermo Beltri Orta. Гульермо Белтри испанец, почетный член парусной федерации Испании, имеет британское образование. И вот он, на основании своего опыта участия в регатах Mini Transat, Volvo Ocean Race и во многих других, «выдал на гора» проект Tucana 21. Между прочим, он это сделал уже лет эдак пятнадцать тому назад. Тем не менее, яхта вполне успешно продается как в Европе так и «на вывоз».

Такой серьезный, казалось бы, «застой» в проектировании также объясняется довольно просто. Дело в том, что малое пространство минитонника требует настолько тщательной проработки конструкции, что яхты эти, подобно автомату Калашникова, остаются неизменными многие десятилетия. Кроме того, нетрудно найти и серьезное преимущество в сохранении, консервировании проекта. Дело в том, что такое сохранение конструкции позволяет собирать яхты  в монотип и на них куда как интересней соревноваться, чем в регатах с «пересчетом».

Что же представляет собой  Tucana 21? В нашем распоряжении образец, который выполнен верфью в практически топовой комплектации и даже немного модернизированный. Одна из модернизаций , что называется, «налицо» - на носу красуется бушприт, который верфь не поставляет.

Но по порядку. Осмотрим яхту снаружи. Сразу бросается в глаза широкая кормовая часть яхты, просторный кокпит. В кокпите два рундука по бортам и один посередине. В левом рундуке расположен 50 литровый танк для воды, водяная помпа для кормового душа и при этом остается солидное пространство для ведра, швабр и прочих моющих принадлежностей.

В левом рундуке – бак для топлива. 30 литров. И там также есть место для канистр, тентов. Туда можно складывать кранцы после отхода от пирса. Небольшой рундук посередине удобен для хранения водяного шланга.

На крыше рубки установлены две лебедки, два блока стопоров, пара щелевых стопора, роульсы и два погона стаксель шкотов. Проводка ничем не скрыта, очевидно что оптимизировать её для той или иной ситуации просто. Проводка стаксель шкотов выведена на те же лебедки на крыше через кулачковый стопор. Этот стопор нужен при работе на подветренной лебедке. Для того, что бы ей воспользоваться, например для работы с брассом спинакера, просто стопорим шкот стакселя и снимаем его с лебедки. Можно также пользоваться этими стопорами на поворотах при малочисленном экипаже.

Гика шкот проведен к обушку на полу кокпита. Верфь предлагает, в качестве опции небольшой погон гика – шкота. От банки до банки. Руль навесной, с румпелем из нержавейки и с удлинителем. Перо руля можно на стоянке поднять (вытащив вверх).

Тали ахтерштага, гика шкота 4:1 Оттяжка – 2:1. Мачта с одной парой краспиц, установлена на крыше рубки на площадке с осью для завала. Вооружение 7/8. Грот на ползунах, что без сомнения удобно для круизеров, впрочем и гонщики ничем не обижены.

Грот упаковывается в чехол  с 'lezzy bag’. Генуя – на закрутке. Причем закрутку можно при постройке выбрать. Верфь поставляет три варианта различного бюджета и сложности. От съемной для гонок до надежной, простой и доступной по цене, для семейных крейсеров

В нашем комплекте парусов с верфи также геннакер площадью 38 м2. Геннакер поставлен в полном комплекте с брассами и разьемными блоками. Однако бушприт для геннакера пришлось мастерить самостоятельно.

Спинакер со всей проводкой также можно заказать на верфи. Но мы, команда и владелец яхты обошлись своими силами.

Люк в носовой части палубы круглый с возможностью фиксации в любом положении. Удобно и для уборки спинакера и для отдыха на стоянке.

Спустимся вовнутрь яхты.

Дизайн выглядит простым, светлым. Сразу ощущается какая то чистота и простота яхты. Ощущение простора создает и сам объем и светлые стены и подволок. Мягкие диваны со спинками, светлое дерево дополняют ощущение уюта. Раскладной столик раскладывается необычно, и это повод устроить небольшую «головоломку» гостям. 

Посередине – пиллерс из нержавеющей трубы, упирающийся на киль. Удобен для перемещения по яхте внизу - за него можно держаться, объем не занимает. Справа и слева две отдельные койки, в носу – двухместная кровать. Под койками - множество рундуков и блок непотопляемости. На ночлег тут можно разместиться вчетвером. 

Слева трехпозиционный щиток и рация. Электроника представлена в виде ветроуказателя, эхолота и лага. Все приборы выведены на левую внешнюю стенку рубки. В одной цепи щитка – ходовые огни, в другой – водяная помпа и в третьей – электроника.

Питание приборов подается от двух аккумуляторов, которые можно коммутировать и использовать для пуска двигателя и подзарядки как один, так и другой, так и оба вместе. Емкость аккумуляторов 2х55 А/Ч

Освещение в салоне – два плафона на стенке каюты. Решение нам показалось неудобным – свет слепил тех, кто сидел напротив. Поставили один более гуманный плафон посередине на подволоке.

Ну и наконец, звезда этого проекта – дизель! Одноцилиндровый  Yanmar 3GM10 незаметно расположился, в том же месте, что и у на старших братьев – под трапом. Доступ к дизелю нереально прост. Все стенки моторного отсека просто-напросто отстегиваются и убираются - дизель открыт со всех сторон!

Привод – sail drive перевернут против привычного. То есть редуктор расположен впереди по ходу яхты. Необычное, но очень удачное в данном случае, с точки зрения удобства, решение. Например, даже при разобранном моторном отсеке в кокпит можно выходить ступая на редуктор. Кроме того, салон, благодаря такому решению просторный и не загроможден моторным отсеком. Но есть и неудобства – смена крыльчатки помпы и работа с ремнем приходиться выполнять в лежачем положении, в «гробике», так как все это хозяйство обращено к корме.

В рундуках огромное количество свободного объема. В нашем случае незанятого. Но при необходимости отправиться в проход на неделю – две, мест для размещения снабжения достаточно.

В центре салона – мойка. Ее можно подключить к помпе и заказать слив. В нашей лодке этого нет. Пока решение об установке слива и крана не принято из-за неоднозначности последствий. Для похода, разумеется, опция была бы очень даже ценная.

Так Tucana 21 выглядит. Как же она ходит? 

Для объективного расследования нам нужен сравнительный анализ, то есть нужны другие яхты того же класса.

 В сезоне 2014 на подмосковных водах у нас появилась довольно редкая, если не сказать уникальная, возможность сравнить, что называется «в бою»  некоторые современные и не очень современные минитонники. На дистанциях гонок и в дружественном спаринге нам посчастливилось сравнить ходовые характеристики и обитаемость яхты Tucana 21 с яхтой словненского производства, очень свежий проект Elan 210 и нашу добрую старую яхту Нева 2.

Прежде чем перейти к описанию результатов тестовых плаваний и гоночных результатов, посмотрим на основные характеристики этих яхт. 

 

 

Параметры

Tucana 21

Elan 210

Нева 2

Длина корпуса, м

6.3

6,43

6,42

Длина по ватерлинии, м

5,98

6,13

5,25

Ширина, м

2,5

2,5

2,48

Осадка (версия со швертом), м

0,60/1,50

0,50/1,55

Нет версии

Осадка (килевая версия), м

1,3

1,55

1,43

Вес балласта, кг

390

360

400

Водоизмещение, кг

1200

990

1050

Мошность подвесного двигателя, л.с.

6

6

8

Мощность стационарного двигателя (дизель), л. с.

9

не предусмотрен

не предусмотрен

Запас воды, л.

50

50

нет

Запас топрлива

30

20

нет

Габарит по высоте (от ватерлинии), м

10,5

10,6

10,7

Общая площадь парусов, м2

65

80,1

46,2

Грот, м2

17

16,5

13,5

Стаксель, м2

10

11,6

6,0 и 10,7 (генуя)

Спинакер (геннакер), м2

38

52

22

На гоночных дистанциях мы сравнили ходовые качества Tucana 21 с несколькими яхтами Нева 2.

Результат: Tucana 21 на всех курсах идет быстрее, особенно явно ощущается преимущество на попутных ветрах, при несении спинакеров. Если бы не умелые действия экипажей «Нев» и наши ошибки, то шансов на победу над Tucana 21 у Невы 2 нет. Результат предсказуемый . Для нехитрого предсказания достаточно сравнить основные характеристики яхт, приведенные в таблице.

C Elan 210 гоночных соперничеств не было, однако был дневной выход на тестирование. Результат мог показаться ошеломляющим – Elan 210, также как и Нева 2 проигрывал что называется «с треском».  Однако надо все таки учесть, что наш партнер, Elan 210, не был подготовлен и «разогнан» как это было с Tucana 21. Поэтому фактически вопрос о том, чья конструкция – словенская или испанская быстрее, мы не считаем закрытым. Очень надеемся, что такая возможность у нас появиться и мы встретимся на дистанции для более достоверного сравнения результатов конструкторских решений. 

Общие выводы о яхте.

Вначале о недостатках.

Как все минитонники, яхта тяжеловата и ходит медленнее «четвертей». Но это, как мы уже поняли, неизбежная судьба всех минитонников, так же как и малый спартанский внутренний объем, к которому нужно приспособиться, выработать привычки.

Одно перо руля недостаточно эффективно при сильном порывистом ветре. Яхту приводит куда сильнее чем Elan 210, который оснащен двумя перьями. С виду, глядя на поведение «Нев» на гоночных дистанциях, их тенденция к приводу похожа на Tucana 21. Это братья.

Отсутствует погон гика шкота. Верфь в виде опции поставляет такой погон, но из-за малой его длины эффективность его работы, очевидно, будет невелика, а кокпит загромоздит существенно. Наша команда пока отказывается устанавливать такой погон, уповая в деле регулирования твиста грота на усиленную с 2-х до 4-х лопарей оттяжку гика.

Достоинства.

Первое достоинство этой яхты, о котором хочется просто радоваться и делиться этой радостью со всеми другими яхтсменами и туристами это, конечно, дизель. Полноценный стационарный дизель Yanmar 1GM10 с реверс-редуктором и дистанционным управлением в коптите делает яхту похожей на своих старших собратьев, потрясающе мобильной, всегда готовой к плаванию и к точному соблюдению графиков прогулок. При любой погоде яхта будет вовремя в любом месте старта или загрузки команды. Расходы на топливо практически не видны в общей смете годовых трат на содержание и эксплуатацию яхты. Также важно для нас, для школы клуба, иметь яхту оснащенную так же как и чартерные яхты, что бы студенты осваивали материальную часть в Москве и успешно пересаживались на большие яхты. В этом смысле Tucana 21 предоставляет все возможности. Яхта оснащена всеми основными элементами больших яхт. Кроме дизеля с дистанцией это закрутка, ловушка грота, электроника. Tucana 21, таким образом, оказалась еще и «плавучей партой»

Еще некоторые приятные мелочи.

Ловушка грота и закрутка стакселя – настоящие облегчение для семейного или прогулочного плавания.

Лестница для купания не просто блажь, это и безопасность и купания всех отдыхающих.  Душ на корме склоняет к купанию даже в не самых чистых Подмосковных водоемах. После купания можно ополоснуться. Такие малые удобства а такие существенные последствия! 

В целом. 

Яхта оставляет и владельцу и команде практически одни приятные ощущения. Лодка небольшая, не требует существенных затрат сил и средств на содержание и даже на модернизацию. Многофункциональность, универсальность лодки можно сказать невероятная. Посудите сами:

Tucana 21 это 

- обычный круизер с обычными элементами (дизель, закрутка, ловушка, душ в кокпите, электроника, бак для воды, тенты, раковина, огни и т. д.

- гонщик, с весьма амбициозными параметрами. Несмотря на существенный вес конструкции (при этом, обратите внимание – версия с дизелем еще тяжелее стандартной версии, описанной в таблице!) лодка идет быстрее Нев и, возможно, быстрее сендвичевого Elan 210.

- Эксплуатационные характеристики просто уникальны, особенно если их пересчитать на общую стоимость яхты. Тут у Tucana 21 конкурентов нет. Лодка явно доступнее словенца и не обременяет владельца.

В итоге. Покупка Tucana 21 и для владельца и для команды – идеальное решение. А день покупки - счастливый день в жизни целой команды яхтсменов: гонщиков, туристов, владельца. Tucana 21 – небольшая и вроде скромная яхта, а по сути – неприхотливая и надежная в походах и эффективная на дистанциях яхта, похожая на автомат Калашникова. Недорогая, как Нева, мобильная, как Фигаро, идеальная яхта для России, для всех наших необъятных просторов внутренних и приморских вод. Покупайте – будете благодарить и испанскую верфь и эту статью. Надеюсь и автор будет вами помянут добрым словом.

 

 

Яхтенная школа Аренда яхт в Москве и на Московском Море