Путевые заметки: плавание на парусной яхте Тверь - Москва

Автор статьи Смирнов Олег, яхтсмен, путешественник и гонщик с огромным опытом. Написана в ответ на возросший интерес к путешествиям по внутренним акваториям России и предназначена, в основном, для путешествующих яхтсменов – парусников. Однако, надеемся, что, полезную информацию смогут найти и береговые, и водно-моторные туристы.


От автора

Основная цель статьи – познакомить читателей с развивающейся береговой инфраструктурой на маршруте. Где можно остановиться, каковы длительности переходов, сервис и так далее. Наши яхты, ввиду ограничений по осадке, высоте пролетов мостов и скромных бюджетов, сравнительно небольшие. Поэтому, для того чтобы получить удовольствие от паруса и путешествия, необходимо иметь возможность отдохнуть на берегу, в отеле, гостевом доме. Команде нужно иметь возможность принять душ, привести себя в порядок, в конце концов просто погулять. Ведь в длительном походе яхтсмены на небольшой лодке малоподвижны. Так что на сегодня нам важно не просто пройти маршрут, но и найти комфортабельные стоянки на протяжении всего маршрута.

Статья ни в коей мере не имеет своей целью подменить навигационные документы, без которых плавание невозможно. На борту судоводители обязаны иметь весь комплект таких документов в бумажном виде. Вам нужно иметь бассейновую лоцию той акватории, по которой проложен ваш маршрут. Например, здесь можно скачать и распечатать. А можно и купить готовую.

Мы описали маршрут, по следам собственного похода в мае 2021 года, который мы совершили вдвоем с супругой на небольшой яхте Tucana 21. Краткие характеристики яхты:

  • Длина 6,5 м.
  • Ширина 2,5 м
  • Осадка 1,3 м.
  • Двигатель стационарный, дизель 9 л.с., расход 1,4 литра в час. Скорость по гладкой воде под двигателем - 5 узлов.
  • Площадь парусов 27 кв.м.
  • Емкость топливного бака 30 л.
  • Водяного 50 л.
  • Якорь «адмирал», конец комбинированный, 5 метров цепи и синтетический трос 20 м.
  • Рация переносная, речной диапазон
  • Электропитание – два аккумулятора по 45 А/ч и солнечная панель 50 Вт с двумя USB.
  • Навигация – бумажная лоция и приложение Navionics в телефоне.

Видео обзор яхты:



Расстояния в речной навигации, в лоциях принято измерять в километрах, однако по своей морской привычке мне удобно в милях и узлах, поэтому извините, если для вас это не удобно. Для перевода миль в километры умножайте мили на 1,852.

Тверь

Наш домашний порт – яхт клуб Спартак в Долгопрудном и в Тверь лодка пришла, выполняя учебное плавание. И вот теперь настала пора нам самим немного попутешествовать.

Яхт клубов в Твери для яхтсменов можно сказать три. Все они расположены в месте впадения реки Тверца в Волгу. Однако два из них (небольшие пирсы, идущие с правого берега Тверцы), находятся за мостом, высота пролета которого, как указано на знаке 8,45. Поэтому я не рискнул даже на нашей лодке пройти под этим мостом, и мы встали перед ним. Отсюда же мы и отправимся в путь, в Москву. Наиболее благоустроенный яхт клуб тот, который прямо за мостом, он принадлежит ресторану «Тверца» и там можно найти и душ, и туалет. А гостям с других пирсов можно туда попроситься, например, зайдя в ресторан перекусить.

Заправиться топливом лучше всего с помощью канистр и такси. На воде заправок в Твери нет. Ближайший супермаркет расположен на Комсомольском проспекте, примерно в 400-х метрах. Рыболовные снасти и хозяйственный магазин можно найти и поближе, за мостом, на левом берегу Тверцы.

Итак, в путь! Выйдя из яхт клуба, мы прошли вдоль похорошевшей набережной. Все здания, храмы выглядят очень хорошо. Настроение приподнятое и вот очень интересный, можно сказать культовый бакен №1! Мы начинаем поход с самого начала судоходного участка Волги, с самого верха!

Волга в начале своего судоходного пути не широкая, но это было нам и на руку со студентами по дороге сюда, поскольку неширокое, извилистое русло с малой интенсивностью судоходства, позволяет отработать командные навыки поворотов до автоматизма. Но в нашем случае ветра не было, и мы просто поставили грот, чтобы хоть как-то улавливать небольшие порывчики, которые помогают нашему урчащему дизельку двигать нашу лодочку. Первая возможность для комфортной якорной стоянки – Эммаусский затон. Он очень большой, там множество мест для якорных стоянок, а справа, после входа довольно приглубый берег и можно попытаться встать носом к нему. Прямо напротив входа пирсы отеля, можно встать на ночь и у них, по договоренности с работниками отеля. Неподалеку, в поселке есть магазин. Вход в затон находиться после правого 14-го бакена. Расстояние от Твери – всего около 10 миль. Маловато, мы идем дальше!

Наш намеченный пункт прибытия на сегодня – затон в Городне. Расстояние от Твери около 20 миль, вход справа после 28-го бакена. Там прямо на берегу проживает наш знакомый яхтсмен и у него даже есть собственный пирс. На него то мы и нацелились. Однако глубины не позволили нам подойти к нему, и мы встали на общественный пирс, принадлежащий поселку «Волжанка». Отдав якорь с носа, кормой к пирсу. Тут можно встать лишь по приглашению кого-либо из жителей поселка. И к тому же, в летнюю пору у пирса собираются шумные ватаги детей, которые могут играть купаться до глубокой ночи. Так что мы ушли на якорь для спокойствия. Стоянка на якоре потрясающе защищенная, тихая. Волны от катеров в затон не проникают. Единственная наша традиционная летняя проблема – комары. Не забудьте взять с собой средства борьбы с ними!



Утром мы, позавтракав, отправились дальше, в путь. Почти сразу, на правом берегу показались купола храма. Это церковь Рождества Богородицы. Пейзажи тут настолько красивые, что рядом с храмом построена смотровая площадка для береговых туристов.

После Городни мало по малу начинаются разливы Иваньковского водохранилища и внимание к бакенам и створам следует усилить, чтобы не сесть на мель, ведь обширные водные просторы невольно вводят неискушенного судоводителя в заблуждение. Так и кажется, что раз от берега далеко, значит и глубоко. Ан нет! Смотрите на карты! Здесь я хорошо представил себе обстоятельства одного из самых курьезных столкновений в истории человечества. Парохода с паровозом. На разлитой половодьем Миссисипи.

У 52 бакена, на правом берегу расположен яхт клуб «Завидово». Все удобства. Расстояние от затона Городни 13 миль. Мы идем дальше.


Перед Конаково паромная линия. Паром ходит довольно часто. Вообще судоходство здесь не интенсивное. В основном катера отдыхающих и моторные лодки местных жителей, переправляющихся с берега на берег. Крупных судов мало. По дороге сюда, в Тверь, мы встретили лишь один грузовой Волго-Дон.

70-й бакен. Зеленый Бор. На правом берегу видны пирсы у ресторана. Наверно можно остановиться. По карте пирсы глубоководные. Но мы к ним не подошли. Мы наметили дойти до яхт клуба «Конаково Ривер Клаб». В самом Конаково расположен довольно большой яхт клуб «Фрегат» на низкой воде в него заходить трудно, если осадка больше, чем 1,5 метра. С нашей осадкой проблем нет, но нам хочется в «Ривер Клаб» Там много знакомых и хороший ресторан, отель. Для любителей активного отдыха есть прокат (велосипеды, квадроциклы, снаряжение для чего угодно, рыбалка и т.д.) там же теннисные корты, тренера, СПА и т.д и т.п.

Проходим Конаковскую ГРЭС в излучине Волги. Расшифровывается как Государственная Районная Электро Станция. Запущена в работу в 1965 году. Мощность после реконструкции 2500 МВт. Её три огромные трубы видны с половины сегодняшнего маршрута. После 79 бакена – вход в Ривер Клаб. Проход довольно узкий, лучше всего держаться правого берега. Ориентир – одиноко стоящий бетонный треногий телеграфный столб без проводов на правом островке. Кто его тут поставил?

Конаково

Для бронирования стоянки нужно позвонить управляющему Владимиру по телефону 8 (910) 530-14-67. Стоимость стоянки 150 р/метр. Пирсы были в плохом состоянии, но ремонтировались. Вода только в одном месте, электричество только для яхт с постоянным контрактом. Обещали дать всем после ремонта. Гостевой пирс тот, который установлен одним концом к берегу. Стоянка лагом.

В порту есть туалет. Чуть подальше, на пляже есть и душ. В город в магазин можно съездить на такси, расстояние 4-5 км. Нас подвез знакомый, но мы немного промахнулись – не купили рыболовные снасти. А так хочется половить рыбки! Пока мы шли сюда, было видно, как она выпрыгивает.

На утро похолодало. Пришел ветер и периодически накрапывал дождик. Именно накрапывал. А вот в Москве – ливни стеной с затоплениями! Вообще в этой стороне, погода почему-то всегда лучше, чем в Москве. Новомодные циклоны приносят теперь холод и дожди не с северо-запада, а все чаще с юго-запада на Москву. И до Твери, Конаково просто не доходят. Вот ведь какая штука: хоть и севернее, а теплее и суше!

В выходные дни наша лодка занята обучением в нашей парусной школе, но из-за дождей занятия отменены и нам нет смысла форсировать события. Решили немного задержаться. Забронировали домик для отдыха в отеле «Веточка» на левом берегу. Расположен отель всего в 2,5 милях на север и есть пирсы. Глубины по карте вроде бы небольшие, но по телефону мне сказали, что для нас хватит. Вход к пирсам отеля перегораживается сдвигающимися воротами. Охранник впустил и заверил, что глубины нам хватит на всей акватории! Заселяемся.

Домик 40 кв.м. со всеми удобствами и с великолепными панорамными окнами, смотрящими на нашу яхточку и на Волгу. Чудесно!

Основное направление развлечений в этом отеле: шашлык – машлык. Пять крытых мангальных для гостей, в продаже уголь, розжиг, решетки и (!) домашние куриные яйца.

За продуктами можно съездить в ближайший поселок на корпоративном УАЗике. Между прочим Патриот с автоматом. Меня подвез вежливый управляющий, хотя гостям отеля можно взять машину и так, без водителя.

Вечеряем в номере с видом на волжский закат!

Канал им. Москвы

Выходим утром после недолгих сборов. Погода солнечная, ветреная, холодная, ветер встречный. Капризы майской погоды! Пару дней назад изнывали от жары и вот теперь днем едва 14 градусов, ночью до 3-х!


На пирс, пока мы собирались к выходу, подошел водномоторник с сынишкой, посоветоваться, как преодолеть волну и дойти до Конаково. Всего то 2 мили и волны для яхты практически нет, а вот для катеристов – проблема. Нам же такая погода не помеха. Ветер 15 – 20 узлов, волна как потом выяснилось не превышала полметра. Посоветовал выйти и не удаляясь далеко, попробовать двигаться разными курсами относительно волны. Если будет не безопасно – тут же вернуться.

Идем по судовому ходу, против ветра, для скорости урчим дизелем. Холодно, жену, как потом выяснилось даже продуло, вскочила простуда на наветренной щеке.

Тем не менее, 3 часа хода, и мы в канале. Тихо, волны и ветра практически нет. Как я и рассчитывал. Конечно, можно было не входить в канал и встать на ночевку в яхт клубе «Маяк», расположенный возле дамбы, но при северном ветре там ночевать неспокойно. Гораздо спокойнее переночевать в самом канале, на якорной стоянке у Татищево. Таков мой план. Зайти в канал, там отдохнуть, переночевать и с утра пройти 4 шлюза и выйти в Икшинское водохранилище. А там мы уже почти дома! Связываюсь с диспетчером канала и прошу заход в канал. Диспетчер дает добро, и просит дальше общаться с диспетчером 2-го шлюза. Хорошо.

Проходим две паромные переправы, «первую» и «третью». Связываемся со вторым шлюзом. Нас немного притормаживают. За нами идет Волго Балт полста полста. С ним и отшлюзовались. Погода не шепчет. С наступлением сумерек температура стремительно падает. Идти некомфортно, встаем на якорь, как и планировали в Татищево. Перед постановкой на якорь решаю прогреть внутренности яхты. Снимаю с двигателя шумо поглощающую стенку и закрываю вход в яхту брандер щитом. Теперь лодка наполняется теплом от дизеля.

Место стоянки найти легко. Небольшой разлив в канале возле 5-го белого бакена. Отдаю якорь на комфортной глубине 5 метров. Вытравливаю 5 метров цепи и 15 метров троса. Теперь можно стоять хоть до второго пришествия! Докладываю диспетчеру, о своем местоположении и намерении двинуться в путь утром. Благодарит за информацию, ведь яхтсменов часто «теряют» в канале если они не звонят после постановку на якорь или после швартовки. Их потом всю ночь вызывают по радио. Кстати, можно пришвартоваться к пристани в Яхроме, перед третьим шлюзом, там. где разгружают нерудные материалы грузовые суда. Но у этой пристани не так спокойно, ведь на разгрузку судно может подойти в любой момент, и вас «поросят». А сам пирс такой высокий, что с нашей лодки выйти на берег – проблема. К тому же, швартовые устройства найти довольно трудно. Так что на якоре в Татищево, на мой взгляд гораздо лучше. Но в любом случае, нужно позвонить диспетчеру.

Тихо темнеет, ужинаем в теплой яхте. Хорошо, что не остались в «Маяке»!

Ночь была довольно холодной, но как известно два индейца под одним одеялом не мерзнут. К утру скопилось немного конденсата на люках, но с восходом солнца лодка быстро нагрелась и пришлось даже открывать лодку для проветривания.

Позавтракали. Снова звоню диспетчеру. А тут неутешительные новости. Попутные суда появятся только к 14 – 15 часам! Наш лидер теперь – грузовое судно «Рефрижератор 907». «Ждите его!» говорит диспетчер. Что делать, ждем и неспешно снявшись с якоря трогаемся к третьему шлюзу самым малым. В назначенное время искомое судно появилось по корме в изгибах канала. Пропускаем его и идем следом. Радуемся. Не зря вышли немного пораньше. Не прозевали судно и пройдем даже на часок пораньше! И вот он, шлюз. Но тут опять засада! Рефрижератор ставят к стенке. «Ждите! Минут 15 - 20», говорит диспетчер шлюза. Ладно, все равно раньше графика. Но нет 20 минут медленно растягиваются в полтора часа! И когда нас зовут в камеру, которую покинула пара судов мы уже подустали и солнце начало клониться к закату!

Из 6-го шлюза выходим уже под вечер. И вновь температура стремительно падает, а нам еще 3,5 – 4 часа молотить до дома. И тут я совершил роковую ошибку. В Пестовском водохранилище я проскочил мимо пирса ресторана «Волна». Я забыл, что на борту есть электронагреватель. Там на пирсе есть электричество. Мы могли бы поужинать в ресторане и чудесно отдохнуть в натопленной лодке! Но мы просто позвонили в отель и выяснили, что свободных номеров нет. Огорченные, двигаем в ночь! Холодает. Одели все что можно, скорость максимальная и тем не менее швартуемся замерзшими и усталыми почти в 12.

Тем не менее поход завершен, пройден весь маршрут, исследована неисследованная наша малая родина! Как много нам известно про морские просторы и берега зарубежья и как мало мы оказывается знаем о собственной стране!

Здесь на этих акваториях начиналась моя парусная жизнь, на «Парусном берегу» среди «надутых парусников» На котором мы и начали свои морские походы по Белому, Азовскому, Каспийскому морям. Ну а затем Черное и Средиземка. И вот волею судеб снова здесь в родных пенатах.

Едем домой в теплом такси и как будто впервые увидел залитый огнями МКАД. В моей памяти, удивительным образом всплыла картина прежнего 4-х полосного, темного МАКДа. Какие гигантские изменения. Мысленная машина времени как будто переносит из прошлого в будущее! Всего 30 лет моих наблюдений, а какие изменения! Та же самая машина времени переносит меня и к берегам водохранилищ. Пока мы борозди просторы мирового океана здесь люди то работали! Появилось множество пирсов, отелей, яхт клубов. Наверно тем, кто здесь живет постоянно, изменения не видны, но мне, покинувшему альма матер на 30 лет, отходившему 50 000 миль и более по морям, изменения кажутся весьма существенными. Конечно, не везде сервис для яхтсменов и качествен, и доступен, но в целом можно сказать, что маршрут уже вполне можно проработать таким образом, что хоть каждый день ночевать не в наших небольших яхтах, а в комфортабельных отелях, гостевых домах. Можно жарить шашлычок, в дождливую погоду и париться в баньках. Чудны дела твои, Господи!


Наши акватории водохранилищ и рек небольшие. Размеры судов то же небольшие, то есть усилия незначительны. Такое сочетание позволяет до автоматизма отработать мастерство управления парусной яхтой. Множество маневров, поворотов, вынужденных и не очень, позволят, как мне кажется, обучить управлять парусной яхтой даже медведей! Кстати, не удивлюсь, если вскоре появиться такое видео. Знаете – медведи у нас дома, на рыбалке, за рулем под парусом и т.д.! Короче говоря, призываю всех на родные просторы! В походы, в гонки, на отдых, как угодно! Откроем наши просторы если вы их подзабыли, заполним хорошими впечатлениями, парусной романтикой, наше короткое яхтенное лето!

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!