“Rodos Cup” - гонка для души.

Статья о гонке на крейсерских яхтах в Греции. О погодных условиях, организации гонки, достопримечательностях на посещаемых островах и о том, как можно принять в ней участие.
яхты

В июле 2007 года, в Греции в гонке по островам Додеканесского архипелага яхта “Fontessa” (Hansa 40) стала победителем в общем зачете. Шкипер яхты, автор, Смирнов Олег.

В этой статье я с удовольствием делюсь собственным гоночным опытом, приведшим наш экипаж к выигрышу. Из четырех гонок в двух мы были на первом месте, в двух на втором. В итоговом протоколе – первые.

Rodos Cup” - недельная гонка по мало известным и чрезвычайно гостеприимным островам в Восточном Средиземноморье. Организованная командой яхтсменов Родосского яхт-клуба, гонка отличается невероятно дружественной атмосферой, радушием спортсменов и жителей принимающих островов. В течении недели участники и соревнуются на отлично организованных дистанциях и окунаются в национальные обычаи, проникаются деревенским колоритом маленьких островов, наслаждаются островной кухней. На церемониях награждения жители островов готовят национальные программы, в которых могут принять участие и гонщики, на каждом острове флот встречает мэр.

Соревнование проходит в четыре этапа. Все четыре этапа – маршрутные гонки, то есть старт у одного острова, финиш у другого. На одном из островов организаторы устраивают день отдыха. В этот день можно пообщаться с гонщиками из многих стран. Эта гонка проводится уже несколько лет. Для меня это одна из моих любимых гонок, она всегда стоит в моём календаре. Приглашаю и наших спортсменов – любителей принять участие в этой гонке. Вы сможете проявить своё мастерство на дистанции, обогатиться опытом яхтсменов из многих стран, а также и хорошо отдохнуть, посетить четыре - пять островов, совершить экскурсии.

Гонка проводится в двух гоночных категориях для крейсерских яхт, ORC и AMS. Это различные системы обмера и вычисления гандикапа – гоночного балла, есть также небольшие различия в правилах. Можно заявиться в любую из этих категорий, однако технически более подготовленным яхтам лучше гоняться в AMS. ORC, на мой взгляд, лучше подходит для чартерных яхт. Мы гонялись в категории ORC.

В каждой акватории чрезвычайно важным фактором для гонщика является знание основных закономерностей изменения погоды и, главное, ветра. Именно этим изменениям и закономерностям в гонке “Rodos Cup” и посвящена эта статья. Разумеется, прошу читателя помнить, что найденные нами закономерности не являются непреложным законом, всегда есть место случаю, и как гонщик, я рекомендую вам в первую очередь рассчитывать на собственный анализ погодных условий, однако, знание годами установившихся закономерностей, тем не менее, поможет вам сориентироваться в новой акватории. Ваши дальнейшие исследования будут более эффективны, если вам не придется тратить время на изучении «азбуки» акватории. Для меня важно, чтобы мы, российские яхтсмены, проявляя своё мастерство в неизвестных акваториях, были вооружены знаниями местных условий и имели заслуженный успех! Те, кто прошёл дорогу первый уже кое-что знает! Берите наш опыт и двигайтесь дальше!

1-й этап. Остров Кос – остров Тилос.

Старт возле марины, примерно в миле от берега. Как и многие годы, старт был на полном курсе. Почти все лодки стартовали под спинакером. Мы поставили спинакер сразу после старта. Мой старт был не самым удачным, стартовую линию мы пересекли 4-ми или пятыми. Примерно 4 мили до маяка “Akra Fouka” яхты шли, либо удаляясь от берега, либо приближаясь к нему. Я предпочитаю держаться у берега, поскольку уже третий год подряд при подходе к мысу, ветер усиливается и заходит, поэтому я выбираю маршрут в сторону захода ветра – к маяку. В этот раз было, как обычно. Ветер зашёл и усилился. В этом месте чрезвычайно важно нести спинакер точно до нужного момента. Убрав чуть раньше, проиграете время, промедлите – налетевший порыв может спутать снасти.

Через 15-20 минут после уборки спинакера, зашедший в бейдевинд ветер стих почти до штиля. Началась упорная работа по «вылавливанию» малейшего дуновения. Наша лодка, предварительно настроенная командой двигалась отлично. Далее маршрут проходит к турецкому мысу Книдос. Примерно 9 миль по генеральному курсу для яхтсменов дают возможность выбора маршрута. Кто-то уходит под Турцию, кто-то идет возле острова Кос, кто-то напрямую, посередине. Я считаю, что ветра больше под Турцией и пошел туда. Отлавировав, на мысе мы были первыми из нашего дивизиона. Впереди шли три яхты AMS класса. На этом участке гонки, до Книдоса, у меня нет рекомендаций по выбору пути, однако «турецкий» путь меня выручает второй год подряд.

Пройдя Книдос, мы увалились на генеральный курс - 170. Предстояло пройти 15 миль гонки. Здесь, при приближению к Тилосу ветер все время отходил и были моменты, когда казалось, что нужно ставить спинакер, однако я воздержался, и как оказалось, не напрасно. На яхте AMS категории, идущей впереди, попытка использовать спинакер оказалась неудачной, мы почти догнали её, и лишь когда команде этой яхты удалось убрать спутавшийся спинакер, они снова пошли чуть быстрее нас. Такой отход ветра я наблюдаю здесь уже третий год подряд. Полагаю, что на этом участке можно успешно нести асимметричный спинакер или геннакер, причем довольно смело, ветер у Тилоса стихает.

Финиш. Наблюдение за идущими впереди яхтами способствовало нашему выбору пути на финише. Я заметил, что в выигрышном положении на заключительном этапе гонки, в заливе Тилос, оказалась яхта, идущая прямо к финишному знаку. Лодки, идущие к тому или другому берегу залива «застряли» в безветрии (Рис.4). Мы пошли напрямую. Этот залив вообще славится безветрием. Здесь часто разыгрываются весьма драматичные события. Порой лодка может встать как вкопанная в одном кабельтовом от финишного знака, пропустив вперед насколько лодок. При подходе к финишу здесь важно сосредоточить внимание на зонах безветрия.

После финиша в этом заливе удобно устроить купания с яхты. Здесь это весьма удобно. Порт очень небольшой и если в гонке принимает участие 70 яхт, то после парковки всего флота, бухту можно перейти от берега до берега. Лодки на регате организаторы швартуют лагом, борт к борту, порой в 5-8 бортов в «стопке». Для надежности, при швартовке выбирайте борт такой же длины, как и ваша яхта. Разумеется, организаторы регаты помогают швартоваться. Воды и электричества здесь на Тилосе, на все яхты не хватает, однако дружеская атмосфера способствует заправке. Передавайте друг другу шланги с водой и электрические кабели! Также, для энергосбережения, пользуйтесь льдом для холодильников, его всегда предлагают организаторы!

2-й этап. Остров Тилос – остров Халки.

Старт. Линию старта организаторы обычно выносят за бухту, туда, где есть ветер. Старт даётся при ветре более 7-8 узлов. В этот раз мой старт был опять, увы, на слишком успешным, о чем я впоследствии сильно пожалел. Мы пересекли стартовую линию на 20 -25 секунд позже. Это была весьма простая гонка. По сути дела все зависело от старта и от финиша. На дистанции интриги не было. Флот шёл весьма ровно, одним галсом. Мы лишь выжимали максимальную скорость, постоянно подстраивая паруса. Протяженность этапа всего 14 миль. Здесь можно нести геннакер.

На финише вновь было удобно наблюдать за яхтами AMS класса. Их было две перед нами. Лидер, яхта моего друга Нила из Бельгии “Estella”, вновь попала в “ветровую лужу» прямо перед финишем, возле берега, не дойдя пол мили. Нил поставил спинакер и стал уходить от берега перпендикулярно генеральному курсу. Он успели выйти на ветер и финишировать первым. Наш экипаж, как и многие другие, увидев маневры “Estella”, финишировали мористее, приведясь уже перед самой финишной линией.

На церемонии награждения вечером мы с большим огорчением узнали, что по пересчитанному времени нас обошла самая маленькая яхта в нашем дивизионе, мой давний конкурент, яхта “Limni”, с острова Limnos. Мы проиграли 4 секунды! Вот уж когда я вспомнил старт в мельчайших деталях!

3-й этап. Остров Халки – остров Сими.

Это был, пожалуй самый напряженный этап гонки, как сказал мой давний друг и яхтенный учитель Никос, - после этой гонки я восстанавливался 2 недели! После финиша многим экипажам даже не хватило сил поужинать в специально приготовленном ресторане на Сими.

Всему причиной был ветер. Он был от слабого до полного штиля. Штилевые гонки всегда полны драматизма и выявляет самые трудолюбивые, сильные и квалифицированные экипажи. В этот раз мы трудились от души, мы не дали соперникам ни единого шанса. Мы выиграли этот этап.

Старт мы ждали примерно час – полтора. Под палящим солнцем команды ждали старта. Какое-то облегчение давало обливание водой.

Дождавшись ветра, рейс комитет дал старт. Мы стартовали удачно, первые – вторые. Через примерно полчаса гонки ветер отошёл, и мы поставили спинакер. Дорога до Сими, на мой взгляд, не имеет четко выраженных ветровых закономерностей. Мы шли левым галсом все 15-16 миль до южной части Сими.

Интрига в этом этапе состояла в выборе маршрута огибания островка Seskli. Он, расположен у южной оконечности Simi и его можно было обойти либо проливом, более коротким путем, либо с моря, обойдя его левым бортом. Гоночная инструкция допускала оба варианта. При анализе вариантов я полагал, что в самом проливе ветер скорее усилиться, и этим можно будет воспользоваться. Конечно, выйдя из пролива можно было попасть под прикрытие Simi и потерять выигрыш. Однако, полагая, что в слабые ветра, на сравнительно длинной дистанции в любом месте есть шанс «застрять», я выбрал кратчайший путь. Путь через пролив был короче примерно на милю. Это было несколько авантюрное решение, я решил рискнуть, дав себе слово отойти от острова после прохождения пролива. Однако, я его не сдержал. На выходе из пролива ветер, действительно усилился и зашел. Причем настолько, что пришлось убирать спинакер. Я торжествовал! Предположив, что ветер наконец пришел, я привёлся, и пошёл под берегом прямо к финишу. И напрасно! Менее чем через пол мили ветер стих. Совсем.

Яхты, выбравшие более длинный и, как оказалось, более безопасный маршрут, с огибанием Seskli левым бортом, оказались в выигрыше. По крайней мере, после прохождения этого маленького, но вредного островка.

Поначалу, выйдя из пролива, я с удовлетворением отметил, что мы обошли несколько яхт, найдя в проливе усиление ветра. Но затем, стоя под прикрытием берега, я с досадой наблюдал, как они уходят вперед, идя где-то между Simi и Турцией. Стоит присматриваться к местным яхтсменам!

Тем не менее, и на их улице было не все так безоблачно. Ветер вскоре стих и у них. Собственно с этого момента, примерно с 4-5 вечера, и началась работа всех экипажей гоночного флота. До позднего вечера и ночи экипажи отрабатывали малейшие дуновения ветра!

Финиш на Simi во всех моих предыдущих гонках был против ветра. Каждый год мы лавировали против сильного ветра, идя к финишному знаку. Первоначально я предполагал именно такое развитие событий и подходил к мысу почти вплотную, ожидая сильного захода, однако в этот раз все было по другому! Обойдя, казалось неподвижно застывший мыс, я заметил, что яхты AMS, вырвавшиеся вперед, шли разными галсами, причем кто острым курсом, кто под спинакером! Похоже, ветер у всех крутился! Причем в совершенно разные стороны! Я выбрал просто кратчайший маршрут, постоянно работая с парусами убирая и ставя спинакер. Финишировали мы в темноте, не зная своей позиции. Нам на ужин сил хватило.

Ветра в течении этой гонки не было несколько часов, большинство лодок сошло с дистанции, предполагая, что уложится в контрольное время невозможно. Некоторые боролись до конца и действительно, придя в глубокой темноте, не вписались в отведенное время. В результате в итоговом протоколе, вместе с нами было всего две яхты – наша “Fontessa” и мой «заклятый» друг яхта “Limni”. Мы – первые!

4-й этап. Остров Сими – остров Родос.

Гонка Rodos Cup всегда стартует с острова Кос и финиширует на Родосе. В середине гоночной недели возможны различные изменения маршрутов, однако заключительный этап проходит неизменно: Сими – Родос. Этот маршрут чрезвычайно изучен завсегдатаями гонки, на этом этапе практически не бывает неожиданностей. Основной выбор шкиперов – путь до турецкого мыса Karaburun. После мыса дует ровный галфинд, постепенно заходящий к Родосу до фордевинда. После огибания северной оконечности Родоса 3-4 кабельтова до финиша нужно привестись - ветер немного зайдет. Лодки на финише должны быть готовы привестись до галфинда при одновременном усилении ветра до 20 – 25 узлов.

Старт от Сими всегда требует поиска ветра. В это утро нам также чуть–чуть не хватило времени, ветер стих за 10 минут до старта и флот болтался в ожидании новых дуновений. Сместив стартовую линию, организаторы ускорили этот процесс. Мы стартовали около 11 утра.

Старт мы выиграли и ушли на дистанцию первыми. Как и многие яхтсмены из Греции я выбрал дорогу под Турцией. Не уверен, что это был единственно верный вариант, тем более, что в этот раз на финише мы были вторые, однако этот путь достаточно надежный. Некоторые лодки наоборот ушли к Сими, причем достаточно далеко в небезуспешном поиске ветра.

После мыса ветер отходит, однако возможность нести спинакер может наступить и перед мысом. В этот раз нам не удалось использовать спинакер. Чрезвычайно малый его размер, как ни странно, привел к поломке мачтового блока топенанта спинакер - гика. Спинакер - гик приходилось ставить чрезвычайно высоко и нагрузка на блок топенанта была чрезмерно большой. В гонке “Rodos Cup” последний этап, это как раз тот случай, когда спинакер точно понадобится и вот те раз - спинакера нет!

Без спинакера гонка проходила в чрезвычайно спокойном режиме. Единственная моя задача была продержаться до финиша на бакштаге, не забраться на ветер, доведя дело до фордевинда. Для этого я увалился сразу же после мыса, точно зная, что ветер при приближении к Родосу будет отходить. Мне это практически удалось, генуя работала до самого Родоса, а после мыса тем более. Однако, потеря возможности нести спинакер привела ко второму месту. Кроме того, нашему второму месту способствовала успешная работа победителя этапа! Было чрезвычайно приятно узнать что первой лодкой на этот раз была яхта известной яхтсменки Натальи Томилиной! Её безупречная работа сделала своё дело. Надеюсь, она расскажет о своей победе любителям яхтинга!

На Родосе нас ждала церемония награждения. Трудно описать радость нашего экипажа! Мы, яхтсмены из России, привезли на Родину пять кубков! Три из них принадлежат нашему экипажу! В том числе главный кубок – первое место в общем зачете! Наш экипаж в составе:

  • Ивченко Игорь,

  • Ивченко Сергей,

  • Ивченко Ольга,

  • Ивченко Вячеслав 15 лет от роду,

  • К Настя – 17 лет.

Вот такой семейный подряд! Спасибо команде! Я рад, что был их рулевым!

Заключение

Для того, чтобы принять участие в этой гонке нужно забронировать яхту и послать заявку в гоночный комитет. Лодку можно забронировать и в Греции и в Турции. В Греции, лучше всего взять яхту на Родосе, на месте финиша гонки. Перед гонкой Вам придется её перегнать к старту на остров Кос, 62 мили. Разумеется, можно заказать перегон в чартерной компании, то есть получить лодку на Косе и вернуть после финиша на Родосе.. В Турции удобно арендовать яхту в г. Мармарис, длина перегона оттуда к старту примерно 80 миль, а после финиша от Родоса до Мармариса надо пройти 25 миль.

Перед стартом лодку измеряют, для этого вашей команде потребуется снять все паруса и предоставить их и корпус яхты мерителям. После этого Вы получите вымпел и гоночные номера, которые надо будет установить на яхте. Потренироваться можно будет накануне старта, в воскресенье днем, до начала церемонии открытии регаты и собрания шкиперов. На открытии регаты будьте готовы представить свою команду собравшимся! Веселая церемония открытия может увлечь Вас. Не забывайте, что утром старт!

Смирнов Олег.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!