Укачивание, питание, защита от солнца

Укачивание в море

Видео по теме: как бороться с морской болезнью


Рано или поздно укачивает любого человека. Даже если Вас никогда не укачивает в море - испытайте себя на центрифуге - там точно укачает. Причем до результата.

Механизм укачивания известен всем мало мальски опытным яхтсменам. Он прост. Организм, привыкший жить на берегу, воспринимает работу вестибулярного аппарата как серьезное отравление. Все просто.

На берегу задача вестибулярного аппарата - выяснять, где верх, и где низ. В море, при качке, по мнению нашего организма, который принимает решения вполне независимо от нашей воли, вестибулярный аппарат начинает "врать". "А значит дело в том", рассуждает наш бесценный организм, "что хозяин что-то не то съел! Надо отвергнуть!"

Организм консервативен и привык реагировать по-старинке. Однако он себе не враг. Если качка продолжается долго, то он начинает "въезжать" и "догонять" и через какое-то время начнет доверять вестибулярному аппарату. "Болезнь" даже на качке, прекратиться.

яхтинг в море

Симптомы укачивания.

Укачивание почти точь в точь проявляется как пищевое отравление. Укачавшийся, в той ли иной степени ощущает:

  • тошноту
  • головокружение
  • потерю координации
  • слабость
  • озноб
  • головную боль

Признаки морской болезни

Если вам повезло и вы в форме, следите за теми, кто с вами в одной яхте. Если вы увидите, что яхтсмен при наступлении качки:

  • бледный
  • пассивный, молчаливый
  • у него проступил пот, его трясет, как от холода
  • его рвет

то его, скорее всего, укачало. Приступайте к лечению, если вы не сделали это раньше.

Исходя из механизма морской "болезни", позвольте привести несколько рекомендаций, связанных с укачиванием. Они несколько разные на различных стадиях.

1. До выхода в море.

Если уж вы твердо решили выйти в море и заняться яхтингом, подготовьтесь. Во-первых привыкните к мысли, что будет качать и что вы в конце-концов к этому привыкнете. Опишите будущее своему организму. Он нет нет, да и прислушивается к сознанию. Если Вы будете долго ждать противного, то есть сильного укачивания - организм вас не подведет - он постарается оправдать ваши надежды. Думайте о хорошем! Во вторых, если доверия к механизму самовнушения у вас нет - купите таблетки. Разумеется при этом следует учесть все рекомендации специалистов, то есть врачей. Примите таблетки до выхода в море! Возможно, таблетки - ваш единственный путь в яхтинг!

2. В море, пока не укачало.

Займитесь делом. Важным, Лучше всего встаньте на руль, Отключите автопилот и рулите как можно тщательнее. Можно заняться настройкой парусов, пеленгованием ориентиров и судов. Короче вовлеките себя в дело, Покажите организму, что вы сильно заняты - болеть некогда, надо бороться за живучесть яхты. Он поймет.

При этом выбирайте занятия наверху, в кокпите или на палубе яхты. Внутренние помещения сводят организм с ума куда быстрее. Как вы сможете ему объяснить пляшущую струйку из крана на камбузе? Он -то, скорее всего, решит, что у вас , простите "глюк"!

девушка за штурвалом яхты

3. Укачало

То, что вас укачало, не означает, что яхтой можно не управлять, Морю безразлично, как вы себя чувствуете. Поэтому, первое, что следует сделать удвоить внимание. Особенно в области безопасности. Своей и яхты в целом. Укачавшийся разум работает медленнее!

Исходя из безопасности, первое, что следует сделать - это оповестить команду или капитана и договориться о дальнейших ваших действиях.

Если признаки укачивания только только подступают, можно предпринять следующие действия:

  1. Опять-таки займитесь важным делом, при этом, попросите кого- ни буть страховать вас. Лучше всего на этой стадии все-таки встать за штурвал яхты.
  2. Начните говорить, просто болтать без умолку, а еще лучше петь! Если говорить, то лучше о чем - то важном для вас, Расскажите команде о себе, о своих мечтах, о чем-то приятном для вас. Вдохновение творит чудеса! Если петь, то те песни, чо вам нравятся и в которых можно заняться многоголосием, Увлекитесь процессом! Кроме отвлечения от качки и вдохновения, разговор и пение создают механические колебания в районе вестибулярного аппарата и он начинает терять в этом шуме качку от волны. Просто и гениально!

Конечно, при первых признаках укачивания хочется впасть в пассивность, а не в активность, но это как раз путь в серьезное укачивание.

Если ничего не помогло и вас укачало так, что ни о какой активности вы слышать не хотите, то есть готовы бросить все и утонуть, прямо на этом месте, то вам следует предпринять следующе:

  1. Отдайтесь болезни всей душой! Смиритесь с ней! Убедите себя, что это навсегда, и так придется жить дальше. Не стоит мечтать о береге - это только усиливает все симптомы. Организм, подобно маленькому ребенку будет "валяться на земле", капризничать, блевать и требовать берега!
  2. Отправляйте естественную надобность в гальюне или в ведро, Не стоит этого делать за борт, это опасно. У вас мало сил, внимание притуплено, координация вообще отсутствует. В таком состоянии шальная волна может в два счета попросить вас выйти (вылететь) вон с борта.
  3. Укутайтесь потеплее, лягте на живот в самом нижнем месте яхы - в районе киля, поставьте ведро рядом или возьмите несколько пакетов.
  4. Очень важно: пейте! Рвота выводит много воды. Обезвоживание может наступить незаметно, на фоне общего недомогания, а это уже не внушенная, а вполне реальная болезнь с серьезными последствиями. В конце концов помните, что от укачивания никто не умирал, а вот от обезвоживания - сколько угодно!

Что бы подытожить тему, позвольте предложить вам еще один способ лечения, принятый в нашем клубе. В яхт- клубе "Шкипер".

У нас принять относиться к укачиванию с юмором. Это помогает. На берегу, до выхода мы заключаем пари, что первого укачавшегося (до результата), вся остальная команда ведет в ближайший ресторан, в порту прихода, и кормит за свой счет "от пуза!"

Если яхт несколько, мы "засекаем" время выполнения первого захода к "белому другу" и сравниваем результаты, полученные на разных яхтах. Выигрывать в таком соревновании не только весело но и экономически выгодно!

Питание на яхте

Сразу оговоримся, что питание на берегу, в ресторанах - это личное дело каждого яхтсмена. Речь пойдет о питании на яхте во время плавания или стоянки, когда судно ошвартовано (например когда яхта готовится выйти в море или только что пришла в порт).

Питание на яхте - это достаточно сложное дело, в котором переплетены как личное таки командное. Действительно, с одной стороны нельзя заставить человека питаться так как ему совсем не нравиться, а с другой стороны "голодный матрос команде не товарищ!". То есть быть сытым - ответственность каждого яхтсмена перед своей командой.

улов на яхте
Свежий улов на ужин

Поэтому, несмотря на то, что меню выбирается исходя из личных пристрастий, яхта должна быть снабжена продуктами и водой в количестве, необходимом команде для плавания, с учетов любых неожиданностей, то есть с запасом.

В результате такого подхода в нашем клубе, морском Парусном клубе "Шкипер" выработан ряд принципов, рекомендации для экипажей, готовящихся к выходу в море.

Основной принцип следующий: запас продуктов и воды, должен быть в количестве, достаточный для всего времени перехода плюс запас на два дня, если длительность плавания (от бункеровки до бункеровки) не превышает неделю.

Что бы составить такое меню, необходимо знание количества нормального потребления и воды и продуктов на одного человека. Тут следует исходить из следующих, хоть и весьма приблизительных, данных.

Вода

Потребление питьевой воды сильно зависит от температуры воздуха, влажности (в нем же) и интенсивности выполняемых командой работ на борту парусной яхты.

Весьма усредненно, можно считать, что если на борту есть фрукты и сок, а ужин предстоит на берегу, то для круизного плавания, в котором экипаж работает с парусами не шатко не валко, кокпит закрыт от солнца тентом или солнце закрыто облаками, то вполне достаточно одного литра воды на человека в день. При этом, каждый яхтсмен может рассчитывать, что в запасе есть примерно пол кило фруктов и/или соков. Итого не трудно подсчитать общий запас воды соков и фруктов, например, на неделю для команды из шести человек.

Вода: 1 литр в день x 6 человек x 7 дней = 42 литра.

Учитывая, что питьевую воду удобно покупать расфасованной по 1,5 литра в упаковке из 6 бутылок, то для недельного круизного плавания от ресторана до ресторана, вам следует запастись 5-ю такими упаковками, При этом вам потребуются примерно 10 литров сока и 10 кг. фруктов.

В гонках ситуация резко меняется. Фрукты и сок пить и есть либо некогда, либо не хочется - слишком сладко, в жаркую погоду при интенсивной, часто взрывной работе, на открытом солнце, команде требуется огромное количество воды. Трудно подсчитать количества воды точно, так что бы не брать в гонку лишнего. Приблизительно, можно рекомендовать 3 литра на каждого для одного гоночного дня летом, в жаркую погоду.

То есть для той же команды, из 6-ти человек, в один гоночный день, вам следует загрузить

Питьевая вода в гонке: 3 литра в день x 6 человек = 18 литров.

То есть либо 2 упаковки их 6-ти 1,5 литровых бутылок. Разумеется, что более мелкие упаковки, по пол литра часто более удобны. Не забудьте также постоянно охлаждать воду в холодильнике. Заметьте, что в следующий день вам опять потребуется такая же загрузка!

Запас питьевой воды для гонок, длящихся круглосуточно, рассчитываются по - другому, исходя из массы параметров. Важно учесть все, о чем было сказано и сделать запас от 2-х дней до 30 %.объемов общего запаса.

Продукты

Кулинарные пристрастия команды парусной яхты останутся за рамками этой статьи. Мы рассмотрим лишь объем продуктов, причем в практичной смысле. То есть без учета калорийности и содержания (белков, жиров, углеводов). Бункеровка чартерных яхт происходит часто активно, в ограниченное время, часто за продуктами в супермаркет отправляют не самую искушенную часть экипажа. Что бы не отправить их на докупки недостающих продуктов или на возврат их излишков, позвольте привести несколько рекомендаций. Они весьма общие, с расчетом на среднестатистического яхтсмена. Обжоры и малоешки (если они и впрямь малоешки) должны внести коррективы.

Общий принцип - следующий. Минимальное количество продуктов в день на одного человека когда-то было принято в британском флоте. Это некий минимум, без которого в море выходить нельзя - фунт (454 гр.).

То есть, снабженцы британского флота перед выходом в море запасались не менее чем по пол кило всевозможных продуктов в день на одного моряка.

Этот принцип можно применить и сейчас. При этом, если вы решите подражать буквально, то не только вес, но и состав продуктов должен быть примерно такой же как и в былые времена. А в те времена, по большей части моряки потребляли крупы, пшено, вяленое мясо и рыбу. Весьма сомнительная диета, по нынешним представлениям.

Конечно сегодня не стоит на отдыхе себя так уж сильно ограничивать в потреблении. Как в количественном так и качественном отношении. Вполне можно запастись продуктами, которые можно хранить в холодильниках, то есть скоропортящимися и разнообразить меню. Действительно отдых - это еще и хорошее питание!, То есть, если вам предстоит круизное плавание, вас шестеро, и в каждом порту вы будете питаться в ресторанах, то можно рекомендовать следующий минимум:

Продукты в круизе: 0.5 кг. x 6 чел. x 7 дней = 21 кг.

Вес для многих из нас понятие абстрактное. Но его можно преобразовать в боле понятные величины. Например в тележки супермаркета. В нашем представлении 21 кг продуктов вмешается в 1,5 - 2 тележки.

Добавьте в эти тележки воду, соки и фрукты и получите 3, а то и 4-ре тележки, которые нужно прикатить к борту яхты перед выходом в недельный круиз для команды из шести - семи человек.

Теперь вы знаете, что если ваши товарищи, после похода в супермаркет катят в развалочку 1 тележку - гоните их на закупки! А если они подогнали 6 тележек - спросите, готовы ли они к неизбежному перерасходу, отпущенных на питание средств!

Некоторые рекомендации по составу продуктов.

На яхте можно приготовить то же самое, что и на обычной кухне. А значит можно придерживаться традиционного питания, то есть вы можете питаться точно так же, как и на берегу.

камбуз на яхте
Кабуз (кухня) на яхте

Тем не менее, в питании на яхте есть свои особенности. В большинстве случаев на качке начинающие экипажи практически не способны приготовить полноценную трапезу. Это свойство команды яхты, кстати говоря, весьма ценно и приходит с практикой. Вам необходимо запастись такими продуктами, которые можно приготовить в качку. Это могут быть нарезки для изготовления бутербродов, консервы, орешки, то есть все чем можно насытиться "всухомятку".

Команды, участвующие в гонках, как правило в целом, более опытные и могут готовить горячую пищу на борту. Но в гонке время для этого удовольствия может и не хватить. Поэтому питание гонщика - это довольно большой вопрос, который следует отнести к спортивным тренерам и диетологам. Здесь мы ограничимся общими рекомендациями, наработанными в яхт- клубе "Шкипер"

Гоночный команды должны получать питание быстро и оно должно быть сбалансированным.

Из всего многообразия диет, мы можем рекомендовать , как наиболее качественное питание - заранее расфасованные на берегу, до старта, кусочки лазаньи. Начинка лазаньи может быть согласована с экипажем.

Лазанью можно заменить, пирожками с соответствующей начинкой, желательно в ассортименте.

Защита от солнца

Солнца в море больше, чем кажется. Виной тому отражение от воды. Поэтому, даже под тентами яхты, вы можете пострадать от солнечно радиации. Ваша защита должна это учитывать.

Солнечные ванные на яхте

Лучший способ защиты от солнца - одежда. То есть, что бы гарантированно не "сгореть", надо прикрыть все участки тела одеждой. К сожалению этот способ не решает множества других вопросов. Однако, если ваша кожа имеет предрасположенность к "сгоранию" - сконцентрируйтесь именно на нем.

Для людей с нормальной восприимчивостью к солнечной радиации, в круизном плавании, можно рекомендовать следующий комплекс мер:

  1. Запаситесь легкой светлой одеждой и пользуйтесь ей при малейшем признаке поражения кожи.
  2. Используйте крема для с защитным фактором 40 - 60 (использование масел для загара на яхте крайне неудобно и небезопасно!).
  3. Для защиты губ, используйте гигиеническую помаду.

В гонках ситуация с защитой от солнца резко обостряется. Команда, занятая гонкой, уже не имеет ни времени, ни достаточного внимания, что бы следить за последствиями его воздействия. Поэтому гонщики защищаются "с запасом". То есть, в принципе, они используют те же методы, но в гипертрофированном виде.

Гонщику в солнечную погоду следует одеть подходящую одежду перед стартом. В море, для смены одежды, скорее всего, не будет времени. На лицо, так же перед выходом придется наложить крем. С запасом. С таким запасом, то есть слоем, что бы хватило на все светлое время. Особенно внимательно следует отнестись к защите губ. Дело в том, что они почти всегда на солнце. Взгляд гонщика почти всегда должен быть обращен вверх, на паруса. Из-за этого головной убор почти никогда не защищает нижнюю часть лица, и губы, наиболее чувствительные к солнцу, страдают более всего.

Поэтому губную помаду, или небольшой тюбик с кремом, гонщикам следует держать в кокпите.

Заключение

Море – это то, что нас влечет. С морем связаны мечты многих людей. И тем не менее, не следует забывать, что море - это активно агрессивная среда. Волнение, отсутствие питьевой воды, соленость и сильнейшая радиация делают море средой, где требуются квалификация экипажа и специальные меры для выживания.

Воспользуйтесь опытом поколений моряков и море станет для вас приветливым и уютным местом!

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!